Предлагаем вниманию читателей интервью главного редактора телекомпании «ВиД», продюсера программы «Жди меня» Сергея Кушнерёва и её ведущих - народного артиста России Игоря Кваши и актрисы Марии Шукшиной.
- Ваша программа за годы её существования даже самых крутых материалистов заставила поверить в то, что чудо возможно. Для начала от каждого по истории, которая потрясла больше всего.
Сергей Кушнерёв:
- Я, пожалуй, расскажу историю, которая лучше всего свидетельствует о том, что может передача. Из дома похитили маленькую девочку, и её мать вся в слезах пришла в "Жди меня". Мы записали программу, она вышла в эфир. На следующий день похищенную девочку привезли на Савёловский вокзал с завязанными глазами и выпустили. Похитители испугались, что девочку будут узнавать.
Игорь Кваша:
- Это чудо. Вот история. Украина, голод, женщина с маленьким сыном едет искать работу. По дороге заболевает, её без сознания снимают с поезда. Приезжает бабушка, забирает мальчика и уговаривает медперсонал сказать матери, что сын умер. Мать выходит из больницы - без денег, без документов. В отчаянии сидит на вокзале и плачет. К ней подходит какой-то морячок, она рассказывает ему свою историю, и он даёт ей 25 рублей. Женщина покупает билет в первый попавшийся город - и жизнь начинает складываться, работа, образование. Сын потом узнал, что мама жива, обратился к нам, и мы её нашли.
Они приехали на передачу и всё говорили: "Найти бы того морячка, который дал женщине 25 рублей и тем самым изменил всю её жизнь". И морячок нашёлся.
Мария Шукшина:
- Сложно удержаться от слёз, особенно когда дело касается маленьких детей, которых мы находим. У меня 15-летняя дочь и шестилетний сын. Мы искали и нашли двухлетнего мальчика, пропавшего на целых девять месяцев. Он вышел на подиум, такой хорошенький, такой похожий на моего Макарика, и я разревелась, плюнула на текущий грим, на микрофон, вышла за камеры, а передача идёт. Игорь Владимирович меня зовёт: "Маша, Маша!" Но это было единственный раз. Обычно я вижу, как Игорь Владимирович глаза кверху поднимает, чтобы слёзы застряли, и я сдерживаюсь.
Мы продолжали задавать вопросы, в ответах солировал Сергей Кушнерёв как отец-основатель программы. Потом наши гости говорили все вместе, дополняли друг друга, понимая один другого с полуслова. Мы решили давать дальше стенограмму встречи как коллективный монолог о том, как они помогают людям, потерявшимся на этой земле, найти друг друга.
- Каков процент счастливых случаев?
- Из всех, кто был в телеэфире, дождались своей встречи чуть меньше половины. Продолжают находиться люди, которых мы начали искать ещё в первых выпусках программы. У нас была фантастическая история про чеченскую девочку Макку. Она с родителями попала под бомбёжку во время первой чеченской войны. Девочку посадили в грузовик, и родители её потеряли. Мы искали её ещё во "Взгляде", в первых выпусках "Жди меня". А нашлась она совсем недавно.
-Любая ваша передача - свидетельство огромной закадровой работы. Вы создали особый институт коммуникации, связи между людьми. Причём не государственный, а гражданский институт, о дефиците которых мы так много говорим. Кому принадлежит идея? Трудно ли было её осуществить?
- Самое лучшее, что когда-либо было написано о нашей передаче, это фраза одного журналиста: "Нация объединяется по понедельникам". Кому принадлежит идея, что нация должна объединяться? Я думаю, что всем. Всей нашей команде. Нет одного автора. Просто должен появиться кто-то, кто начнёт искать.
- Вам хватает денег на поиски?
- Программа существует на деньги, которые платит канал за её выход, она одна из самых рейтинговых. Этих денег хватает для того, чтобы искать людей. Кроме того, Минпечати уже третий год выделяет грант в поддержку программы.
Но мы считаем, что сегодня программа поиска должна быть всемирной. Нужна специальная программа ЮНЕСКО, у нас приблизительно 30 процентов всех обращений связано с другими странами: Бразилией, Аргентиной, Австралией, Новой Зеландией...
Нам кажется, должно существовать несколько целевых федеральных программ поиска. Социальные катаклизмы обязательно вторгаются в жизнь отдельного человека, будь то война, распад Советского Союза, беспризорность, гастарбайтерство. Все это приводит к тому, что люди расстаются, отрываются от родных и близких. Взять хотя бы беженцев. Когда вывозили дом престарелых из Грозного, мы решили проверить, нет ли там кого-то, кого ищут родные. И нашли двух человек, которых родные искали совершенно в других местах.
Любая социальная проблема имеет свою человеческую проекцию на поломанные судьбы. Кстати, у нас уже есть своя почти математическая закономерность: на тысячу человек взрослого населения всегда есть один, кого кто-то ищет. И когда мы совместили две базы компьютерных данных - программы "Жди меня" и 50 тысяч претендентов, подавших заявки на участие в передаче "Последний герой", то среди последних, оказалось, в нашем розыске было 50 человек.
- Сколько всего человек занято поиском и подготовкой телепрограммы?
- Много. И это очень разные люди. Журналисты, бывшие милиционеры. Даже бывший прокурорский работник есть. Огромное количество операторов. Огромное количество тех, кто обрабатывает письма, в месяц около 15 тысяч. И около тысячи человек по всей стране, которые просто помогают нам на добровольных началах.
- Жизнь - это вечная работа над ошибками. Какие ошибки совершают люди, которые теряются и пропадают?
- Самая распространённая - человек поехал за удачей, на заработки куда-то, а у него ничего не получается. Он опускается, иногда бомжует, перебивается как-то и стесняется сообщить своим близким об этом. А они умирают от горя.
Нет никаких особых ошибок, все эти ошибки уже описаны в мировой литературе.
Вот пример: два брата, мужики 27 и 30 лет, ищут третьего, старшего. Он уехал из дому пять лет назад играть в каком-то ВИА. Мы его находим, везём двух младших на встречу. А он говорит: "Нет, не буду я с ними встречаться". Ему стыдно, что он не стал великим артистом, а играет где-то в сельском клубе. Мы в студии братьям говорим, мол, не волнуйтесь - с ним всё в порядке, но он не хочет встречаться.
Но сразу после программы - это один из немногих случаев - он нашёл братьев сам. У него в душе что-то случилось.
Ошибки наши известны: гордыня, тщеславие, самоуверенность. Кому-то казалось, что он любит её больше, чем она его, и поэтому он ей не нужен. А он был нужен.
Интервью опубликовано на сайте http://igorkvasha.narod.ru.